Структура общения

Общение: функции, структура, средства

Стороны общения

Виды общения в психологии — что к ним относится, его функции. Структура общения.

Давая характеристику структуре общения, в психологии выделяют 3 взаимосвязанные стороны:

  • перцептивную;
  • интерактивную;
  • коммуникативную.

Каждая из них имеет свои особенности.

Коммуникативная сторона общения

Термин «коммуникация» возник от англ. communicate, что в переводе означает «передавать», «сообщать». Этот вид контакта направлен на обмен информацией, которая включает в себя:

  • чувства;
  • эмоции;
  • ценности;
  • мысли;
  • идеи.

Коммуникативный процесс

Коммуникативный процесс, согласно исследователю Гарольду Лассуэллу, состоит из 5 элементов, которые помогают информации дойти до адресата:

  • коммуникатор – занимается передачей сообщения;
  • речевая информация или текст – что должен усвоить человек, которому предназначается послание;
  • канал – каким образом осуществляется обмен;
  • аудитория или получатель – адресат, к которому направлена информация;
  • эффективность – результат усвоения полученного сообщения.

Коммуникативная сторона во многом зависит от субъективной информативности личности, то есть от характеристики человека, его степени осведомленности о собеседнике и теме разговора.

Коммуникативная сторона

Коммуникативная сторона

Важно! Если уровень знаний человека будет низким, велика вероятность возникновения недопонимания.

Пример 1. Педагог рассказывает новый материал на уроке обществознания. Если он будет общаться с детьми на профессиональном языке, не упрощая научную терминологию, ни один ученик не сможет понять содержание информационного посыла.

Пример 2. Человек, который не знает этикета, будет не принят в обществе, где все стараются действовать по правилам. Некультурного человека просто не поймут.

Обмен информацией между людьми может происходить по 2-м каналам:

  1. Невербальному – с помощью жестов, мимики, знаков;
  2. Вербальному – с использованием речи.

Согласно мнению психолога Аллана Пиза, 60-70% всей информации передается при помощи краткого невербального контакта.

Перцептивная сторона общения

Перцепция, или перцептивная сторона общения в психологии – это такая форма взаимодействия людей, которая направлена не только на восприятие и понимание собеседника, но и на его принятие.

Социальная перцепция

Социальная перцепция

Дополнительная информация. Если 2 человека будут разделять убеждения, культуру и ценности друг друга, между ними могут развиться привязанность, дружба или влюбленность.

Перцептивное общение способствует «чтению» окружающих людей. Анализируя собеседника, можно «увидеть», что он о себе не рассказал. В случае неверного истолкования собственного восприятия может образоваться конфликт.

Социальная перцепция помогает:

  1. Понять себя. Социальное взаимодействие с обществом – это хорошее средство получения информации о собственной личности. Отождествление себя с собеседником способствует рассмотрению собственных скрытых желаний, потребностей и страхов.
  2. Развить эмоциональное взаимодействие, например, симпатию, дружбу, враждебность.
  3. Изучить партнера. Перцепция позволяет понимать этику других людей. При помощи нее можно найти нужных для жизни и работы индивидов.
  4. Организовать совместную деятельность с одним человеком или целой группой людей. Благодаря знанию ценностей, мотивов и установок партнера, с ним легче работать в команде.
  5. Развить взаимопонимание. Общение, основанное на общих взглядах и интересах, – залог хорошего настроения и плодотворного обмена информацией.

Благодаря перцепции, личность способна понять общество, в котором живет, а также выстроить отношения с людьми, используя полученные знания.

Интерактивная сторона общения

Основным направлением интерактивной стороны общения является выстраивание стратегии для последующей эффективной коммуникации.

Важно! Качественный обмен информации необходим людям для организации совместной деятельности.

Интерактивная сторона

Интерактивная сторона

Среди основных принципов построения интерактивного общения можно выделить следующие четыре варианта:

  • наличие общих мотивов и целей;
  • качественную передачу речевых и невербальных сообщений;
  • единое время и пространство для совместного труда;
  • присутствие координации действий.

Несмотря на то, что все требования одинаковы для всех лиц, задействованных в коммуникации, поведение участников может отличаться друг от друга.

Чаще всего взаимодействие людей подразделяется на 2 основных вида:

  1. Кооперацию. Данный тип предполагает, что участники, имеющие одинаковые цели, координируют и соединяют свои силы для получения положительного результата, который устроит всех.
  2. Конкуренцию. При этом типе взаимодействия каждый участник заинтересован только в собственном успехе.

Помимо основных видов, в психологической литературе можно встретить другие стратегии поведения, например:

  1. Компромисс – временная договоренность о достижении целей партнеров, чтобы сохранить отношения и условное равенство.
  2. Альтруизм или уступчивость. Человек способен отказаться от достижения собственных целей в пользу желаний партнера.
  3. Избегание, которое выражается в игнорировании контакта и отказе от собственных целей, чтобы исключить выигрыш другого участника.

Все стороны общения, которые входят в структуру коммуникации, дополняют друг друга и взаимосвязаны между собой. Эффективный контакт возможен только при задействовании всех 3-х процессов.

Средства общения

Средство общения – это поведенческие аспекты, которые во время коммуникации проявляются и адресуются партнеру в ходе общения.

Средства общения бывают двух видов:

  1. Вербальные.
  2. Невербальные.

К вербальным средствам относят:

  • язык;
  • интонацию.

Язык – это система единых слов, выражений, правил, которые используются в момент коммуникации.

Нужна помощь преподавателя?Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!Описать задание

Интонация – это эмоциональная выразительность, придающая разный смысловой окрас одной и той же фразе.

К невербальным средствам относят:

  • мимику, позу, взгляд, которые либо усиливают, либо дополняют, либо опровергают смысл высказывания;
  • жесты (бывают 2типов:
  • общепринятые;
  • экспрессивные то, что придает речи большую выразительность);
  • дистанцию между людьми, которая зависит от культурных, национальных традиций, степени доверия.

Структура общения в психологии

Таким образом, исследователи выделяют 7 этапов общения:

  1. Общение как потребность в коммуникации с людьми. Человек хочет рассказать или узнать информацию, повлиять на собеседника.
  2. Ориентировка в целях общения, в ситуации взаимодействия людей.
  3. Ориентировка в личности партнера.
  4. Составление плана общения. Т.е. человек на бессознательном уровне моделирует свои дальнейшие ответы.
  5. Выбор средств общения. Они выбираются и на бессознательном и сознательном уровнях. На этом этапе человек выбирает определенные средства, фразы, задает форму поведения.
  6. Восприятие и оценка ответной реакции партнера. Здесь оценивается наличие обратной связи.
  7. Корректировка направления, стиля, способов общения. Коммуникация будет неэффективной в том случае, если при взаимодействии людей было нарушено хотя бы одно звено. Умение устанавливать и поддерживать общение называется коммуникативной компетентностью, или социальным интеллектом, или практически-психологическим умом, или коммуникабельностью.

Классификация дистанции

Рассмотрим отдельно виды дистанции. Она бывает 4 видов:

  1. Интимная. Расстояние между партнерами от 15 до 45 см. Эта дистанция допустима с близкими людьми. Характерные черты интимной зоны:
    • доверие;
    • негромкий голос;
    • такесика.

При нарушении данной дистанции у человека наблюдаются физиологически изменения: учащение сердцебиения, повышение адреналина и т.д. Раннее вторжение в интимную зону в момент коммуникации говорит о покушении на неприкосновенность собеседника.

  1. Личная, или персональная. Расстояние между партнерами от 45 до 120 см. Данный тип дистанции присущ повседневным беседам с друзьями и т.п. Она включает в себя только визуально-зрительный контакт.
  2. Социальная. Расстояние между партнерами от 120 до 400 см. Такую дистанцию можно наблюдать на различны деловых встречах.
  3. Публичная. Расстояние между партнерами больше 400 см. Такая дистанция используется при взаимодействии с большой группой людей, например, лекция в университете, митинг и т.д.

Ученые вывели процентную составляющую использованных средств человека во время коммуникации:

  • 7% — слова;
  • 38% — звуки интонации;
  • 53% — неречевое взаимодействие.

Структура процесса общения — видео

Особенности коммуникативных процессов

При коммуникативной структуре общения основной упор делается на обмен информацией. Интерактивная часть подразумевает обмен действиями и опытом в них. При этом происходит не только передача самой информации, но и ее дальнейшее развитие и уточнение. Люди взаимно влияют друг на друга, однако возможно это только в случае совпадения систем кодификации как у человека-коммуникатора, так и реципиента.

Побочная сторона общения — возникновения различных специфических коммуникативных барьеров.

Главная цель интерактивного общения — удовлетворение потребностей, а также реализация идеи или конкретного плана. Взаимодействие может быть разным, как положительным (кооперация, ассоциация, согласие, приспособление), так и отрицательным, что приводит к препятствиям и мешает построению полноценной системы для обмена информацией (конкуренция, оппозиция, диссоциация, конфликт).

Перцептивное общение — процесс познания друг друга. Собеседники стремятся установить взаимопонимание различными способами, чтобы улучшить свое общение.

В самом процессе человек выступает как субъект и объект межличностного восприятия, причем на это оказывают влияние различные факторы:

  • половые различия между субъектами (женщины лучше понимают эмоциональные состояния собеседника, его достоинства, недостатки, а мужчины способны быстро определить интеллект);
  • темперамент (интровертам легче оценить своего собеседника, тогда как экстраверты могут более точно идентифицировать эмоциональное состояние собеседника);
  • возраст;
  • социальный интеллект (чем лучше развиты общие и социальные знания, тем легче будет установить контакт и провести оценку собеседника);
  • физические различия;
  • состояние здоровья;
  • ценностные ориентации.

Кроме указанных факторов, учитываются и другие установки структуры общения, которые ранее влияли на предшествующие оценки объектов восприятия и уровень социально-психологической компетентности объектов:

  • физический облик (рост, вес, цвет кожи, телосложение);
  • функциональные особенности (возраст, осанка, походка и используемые позы);
  • речевые характеристики (мимика, движения, используемый «язык тела», фонетика);
  • отношения между объектом восприятия и субъектом;

Прямое действие на процесс понимания оказывает взаимодействие между собеседниками, их готовность идти на контакт.

Понятие общения и его роль в развитии человечества

Психология общения – огромный пласт теоретических и практических знаний, накопленных благодаря труду многих психологов и социологов. Учеными обозначены и продолжают изучаться особенности, виды, формы и структура общения.


Существует немало теорий и точек зрения на проблемы общения. Значительный вклад в изучение этого феномена, а также в целом в социальную психологию внесли советские ученые. Их эксперименты и опыты, проведенные в середине и второй половине прошлого столетия, стали классическими примерами особенностей общения и восприятия людьми друг друга, а также научной базой для последующих научных изысканий.

Межличностное и межгрупповое взаимодействие – это та сфера человеческой деятельности, в которой чаще всего возникают психологические трудности. Каждому человеку чрезвычайно важно уметь грамотно и эффективно взаимодействовать с окружающими людьми.

Общение – взаимное действие двух или более людей, имеющее целью обмен информацией, а также необходимая составляющая трудовой, учебной, игровой деятельности.

Общение  — род занятий

Кроме того, оно может выступать и как обособленный, относительно самостоятельный род занятий. Ведь люди не всегда разговаривают друг с другом с целью придумать, проконтролировать, осуществить совместное деяние.

Передаваемый вербальный или невербальный сигнал может носить как информационный, так и аффективно-оценочный характер. Считается, что именно необходимость наших далеких предков передавать знания друг другу, не только посредством знаков и окриков, послужило основной причиной развития человеческой речи. Животные взаимодействуют друг с другом, но речь присуща только людям.

Особенности общения разных людей и групп зависят от того, насколько у субъектов взаимодействия актуальна потребность в социальных контактах. Потребность быть сопричастным, принадлежать и взаимодействовать развивалась в процессе филогенеза, общественно-исторического развития человечества.

Интересно, что удовлетворение потребности в социальном контакте предположительно повлекло за собой рождение такого прекрасного чувства, как радость. Радость до сих пор является ведущим мотивом, стимулирующим людей взаимодействовать друг с другом.

Особенности общения, которое способно принести удовольствие и радость – это его гуманность и демократизм. Грубое, неуважительное взаимодействие, игнорирование и манипуляции аморальны и не вписываются в принципы общения, которыми принято руководствоваться культурному человеку.

ПРИНЦИПЫ ОБЩЕНИЯ:

  • самоуважение;
  • уважение собеседника, признание его прав и интересов;
  • терпимость, толерантность;
  • справедливость, честность;
  • непредвзятое отношение к людям.

Описание моделей общения


Структура общения обуславливает модели общения. Одни люди более общительны, любят бывать в компаниях и могут часами говорить ни о чем, а другие закрыты, предпочитают внутренние диалоги внешним, разговаривают мало и только по делу.

Общительность как черта характера развивается, можно совершенствовать коммуникативные навыки, способность объективно воспринимать людей и эффективно с ними взаимодействовать.

Модели общения, как правило, формируются еще в детстве или перенимаются от родителей. Также модели общения могут быть обусловлены спецификой занимаемой должности и даже являться признаком профессиональной деформации личности (например, учительница общается с родными, так же как и с учениками).

МОДЕЛИ ОБЩЕНИЯ:

  1. «Монблан». Отстраненный, холодный собеседник. Основное внимание уделяет коммуникативной стороне взаимодействия, интеракции ему неинтересны.
  2. «Китайская стена». Считающий себя выше и значительнее остальных человек. Воспринимает окружающих менее успешными/красивыми/умными людьми, из-за чего взаимодействовать с ним непросто.
  3. «Локатор». Человек, выбирающий узкий круг друзей. Часто ему достаточно одного любимого человека или близкого друга.
  4. «Тетерев». Очень необщительный человек, создающий лишь видимость коммуникации и интеракции. В то же время структура внутреннего общения Тетерева с самим собой сохраняется и перенасыщается диалогами и самоанализом.
  5. «Гамлет». Для этой модели типа общения необычайно важна социальная перцепция. Он старается произвести наилучшее впечатление, оттого часто играет на публику.
  6. «Робот». Этот человек разговаривает и действует «сухо», неэмоционально, всегда знает что, когда и почему нужно или не нужно делать.
  7. «Эгоист». Человек говорит только о себе, все его действия направлены на получение личной выгоды.
  8. «Союзник». Наилучшая форма и вид общения, так как оно двустороннее. Собеседники заинтересованы в продуктивном взаимодействии, учитывают личность, стремятся понять друг друга и договориться.

Барьеры понимания

Во многих ситуациях человек может сталкиваться с тем, что его слова как-то неправильно воспринимаются партнером по общению. Это может быть связано со следующими причинами.

Барьер толкований

Барьер толкований. Непонимание часто может быть связано с раз- личным толкованием слов. У каждого человека есть свой базовый (активный) словарный запас, т. е. тот набор слов, которым он пользуется наибодее часто, и при помощи которого его мозг и сознание отражают мир и обрабатывают поступающую извне информацию. В русском языке несколько сотен тысяч слов. Считается, что человеку для изложения своих мыслей и чувств достаточно и 6000 слов. При этом важно понимать, что, несмотря на общую схожесть, базовые словари различных людей отличаются.

Барьер представлений

Барьер представлений. Непонимание может быть связано с различи- ем образов жизненного опыта, которые закреплены за конкретными словами у разных людей. Речь человека является отражением его понимания окружающего мира. Язык человека, как система освоенных им вербальных знаков, – это карта его представлений о мире, его модели мира, которая является отражением жизненного опыта человека. Именно благодаря языку и речи одному человеку достаточно произнести слово «собака», и другой человек представит собаку. Но без дополнительных описаний наверняка это будет образ другой собаки. Один человек, упоминая про собаку, может представлять свою любимую болонку, а другой, может соотнести  услышанное слово с образом дога, который покусал его в детстве. Соответственно и сопровождающие общение чувства у каждого партнера будут появляться различные. Поэтому в особо значимых моментах делового общения, услышав важное слово и соотнеся его с соответствующим пониманием в своей модели мира, полезно проверить, это ли имел в виду человек; соответствует ли понимание данного слова тому смыслу, который вкладывает в него партнер по общению.

Барьер защиты

Барьер защиты. Также непонимание может быть связано с неосознаваемой защитой, которую выстраивает собеседник по отношению к информации. Иногда складывается впечатление, что собеседник защищается от нас, наших слов и переживаний, что он возводит какие-то преграды в общении. В сущности, каждому человеку есть, что защищать, ведь в процессе общения могут производится определенные изменения в его мировоззрении и представлениях о тех или иных аспектах действительности. И не всякий человек психологически готов к этим изменениям, так как они могут нарушить его представление о себе, его отношения с другими людьми и душевное спокойствие. В этом случае он неосознанно искажает смысл слов или может вовсе исключать (не слышать) некоторые слова.

Защитные механизмы

Защитные механизмы исключения и искажения нежелательных слов являются проявлением общих фундаментальных защитных процессов, которые сформировались на этапе эволюции человека. Каждый человек воспринимает окружающий мир избирательно, исключая не интересующую в данный момент информацию.

Например, находясь среди множества разговаривающих людей, мы способны автоматически выделять и слушать только нужный нам голос. Исключение ненужной информации – это полезная способность человека, позволяющая приспосабливаться к миру наиболее оптимальным для себя способом. Однако эта способность нередко проявляется в том, что в числе многочисленных слов собеседника чело- век порой склонен услышать не все сказанное, а только то, что удобно ему, или к чему он психологически готов в настоящее время и исключить некоторые смыслы. Иными словами, из бесконечного объема внешней информации человек более склонен замечать то, что подтверждает его предвари- тельные представления, и часто не обращает внимания на факты, которые ставят эти представления под сомнение, или искажает их. И нередко приходится удивляться насколько порой изощрен в этом процессе мозг чело- века.

Функции делового общения

Первая функция делового общения состоит в реализации базовой потребности людей в общении. Посредством делового общения мы раскрываем и познаем себя и других людей, оцениваем свои деловые качества и то, как другие люди реагируют на наше поведение. Деловое общение позволяет совершенствовать и поддерживать свой деловой имидж, обеспечивает эффективную самопрезентацию.

Деловое общение создает возможность для построения взаимоотношений с потенциальными и действующими партнерами. Через общение мы не только знакомимся с другими людьми, но и, что еще более важно, строим деловые взаимоотношения, которые могут развиваться и углубляться, а могут затухать и увядать.

В ходе делового общения происходит обмен информацией. Большую часть информации в деловой жизни мы получаем через общение с другими людьми. Обсуждая со своим шефом подробности выполнения служебного задания, решая, в какую компанию обратиться с конкретным вопросом, как ответить на запрос по факсу, мы советуемся с коллегами и руководством. Во всех этих случаях происходит бесконечное количество обменов информацией, включающих отправление и получение сообщений.

Важнейшая функция делового общения

Важнейшая функция делового общения состоит в обеспечении возможности оказания воздействия на других людей. Практически ежедневно каждый из нас стремится повлиять на чье-либо поведение — убедить коллегу принять ваш вариант действия или поддержать определенного кандидата на выборах, побудить начальника повысить вам зарплату или уговорить преподавателя поставить вам более высокую оценку.

По организационным формам деловое общение подразделяется на общение в диаде, например, деловая беседа, в группе и ситуации публичного выступления. Особое место среди видов делового общения занимает общение с использованием электронных средств.

Общение в диоде.

Общение в диоде. Чаще всего общение происходит в ситуациях ди- адного общения, представляющего собой разговор двух людей. Сдавая экзамен или зачет преподавателю, отчитываясь перед начальником о проделанной работе, обсуждая с коллегой предстоящую сделку, отвечая на вопросы о предлагаемой услуге клиенту, вы участвуете в ситуации делового диадного общения.

Общение в группе

Общение в группе. Группы, как правило, создаются для выработки и совместного принятия решений или коллективной работы. Для многих из нас примером такой формы делового общения могут служить семинары, собрания, переговоры с большим числом участников.

Презентация.

Важные организационные формы общения-презентация и самопрезентация. В ходе презентации представитель компании выступает перед аудиторией с заранее подготовленным официальным сообщением, касающимся определенного товара или услуги. Самопрезентация представляет собой выступление перед группой значимых людей с целью привлечь их заинтересованное внимание к личности выступающего.

Общение через электронные средства.

В современной жизни в деловом общении все больше и чаще используются электронные средства. Например, более 25% жителей США пользуются услугами электронной почты, и для многих из них она является единственным способом общения с отдаленными корреспондентами. Поскольку участники электронного общения не имеют общего физического контекста, то та часть сообщения, которая обычно передается невербальными сигналами, остается недоступной для получателя.

Электронное общение реализуется через сетевые конференции и онлайн-чаты. Конференцию можно представить как место, где собираются сообщения, объединенные одной темой. Для общения в сетевой конференции пользователь посылает сообщение (статью). Эти сообщения могут затрагивать разные вопросы, но в пределах тематики данного сайта. Другие пользователи читают эти статьи и при желании отвечают на них.

Интернет-чат

Интернет-чат — это интерактивный обмен сообщениями между двумя или более участниками. В чат-руме ответы появляются немедленно на экранах участников. Обычно в чат-руме могут беседовать два человека. Однако некоторые чаты лицензированы на двадцать пять, пятьдесят или сотни и более участников. Чат в чем-то схож с непосредственной беседой «лицом к лицу», в том смысле, что обратная связь поступает практически мгновенно.

Если общение в режиме онлайн представляет собой по существу революцию в письменном общении, то революция устного общения происходит в связи с появлением мобильных и цифровых телефонов.