Гедонизм – что это такое, определение

Термин «гедонизм» происходит из древнегреческого слова ἡδονή, что означает «удовольствие, наслаждение». Так назвали философское учение, возникшее в эллинистический период развития древнегреческой философии.

Основная идея этого учения в том, что смысл жизни человека сводится к получению удовольствия. Гедонистический подход не предписывает людям правила поведения, он дает только идею, утверждает основную ценность бытия, на понимании которого человек волен сам строить свою жизнь.

История гедонизма

Отцом этого учения признается Аристипп – древнегреческий мыслитель. Он жил примерно в 435—355 гг. до н. э.

Исходным моментом его размышлений стало понимание им сущности человеческой души, которая знает два основных состояния – удовольствие и боль. Причины этих состояний могут быть разными. Они не столь важны, гораздо значимее результат. Отсюда Аристипп делает вывод о том, что счастье – в физическом удовольствии, когда боли нет места.

Другой древнегреческий мыслитель – Эпикур, на основе понимания удовольствия как основы счастья создал свое оригинальное учение. В отличие от Аристиппа, который отождествлял удовольствие с чувственным наслаждением, Эпикур считал, что истинное счастье, наоборот, в свободе от чувственности.

Он ввел понятие атараксии, которое понимается как достижение счастья через душевное спокойствие. Не стоит стремиться получать физические наслаждения и предаваться излишествам. Истинный мудрец получает удовольствие от простого факта бытия. Эпикур учил ничего не бояться и уметь извлекать счастье из малого.

В средние века, когда господствовала идея христианской аскезы и воздержания, учение гедонизма однозначно осуждалось.

Возрождение интереса к нему связано с наступлением Нового времени (XVII-XIX вв.). Британский ученый и философ Иеремия Бентам, теоретик утилитаризма, положил гедонизм в основу своего учения. Он рассматривал удовольствие как цель, к которой должно стремиться разумно устроенное общество. То есть он понимал удовольствие как общественное благо.

Споры вокруг гедонизма

Чем глубже идеи прагматизма и утилитаризма проникали в общественное сознание, тем больше интереса к себе вызывал гедонизм. Его интерпретации составили предмет спора между учеными. Так, Генри Сидгвик отделил этическую и психологическую стороны гедонизма.

Он связал этический гедонизм с нормативной теорией получения как личного, так и всеобщего удовольствия. Именно в этом аспекте он связан с утилитаризмом. А психологический гедонизм связан с процессами в организме, значит, доступен для научного (а не только философского) анализа.

Научную проверку психологического гедонизма осуществили члены Австрийской экономической школы, которые изучали связь между удовольствием и принятием экономического решения. Людвиг фон Мизес получил Нобелевскую премию за изыскания в этой области.

Психологический гедонизм изучали также с физиологической точки зрения, исследуя нейромеханизмы человеческих и животных мотивов, чтобы выявить единый стимул их сознательного поведения. Опыты на крысах выявили наличие в мозгу центров удовольствия, которые животные были готовы стимулировать до полного изнеможения. Опыты на людях выявили наличие и других подобных центров.

Невзирая на многие исследования, до сих пор неизвестен нейрофизиологический параметр, который был бы связан с любым проявлением волевого поведения. Сейчас в науке существует много гипотез по поводу нейрокоррелята удовольствия.

Гедонизм и трансгуманизм

Трансгуманизм – учение, согласно которому в будущем люди научатся менять свою психику и тело по своему усмотрению. Связь этой концепции с гедонизмом в том, что все эти трансформации человека имеют конечную цель в достижении счастья.

Эти идеи излагает британский философ Дэвид Пирс, написавший своего рода манифест трансгуманизма – книгу «Гедонистический императив». В этом труде гедонизм возводится на уровень основополагающей моральной ценности.

Достижения биотехнологии, согласно Пирсу, должны использоваться для преодоления страданий. С этой целью он призывает также поощрять употребление психотропных препаратов.

Гедонизм и эгоизм

Проводить прямые аналогии между гедонистами и эгоистами не стоит. Эгоист – это человек, озабоченный в первую очередь собственным благом, порой в ущерб другим людям. Его не волнует общественное благо, он сосредоточен только на своей личности.

Гедонист же – это тот, кто умеет получать удовольствие от жизни, быть счастливым. При этом причиной для этого может быть общественно значимое дело.

Например, кто-то получает удовольствие от того, что помогает другим, совершает добрые и хорошие поступки, то есть в полной мере реализует свою человеческую сущность.