Трикстер – что это, определение, в психологии и фольклоре

Изображение Трикстер – что это, определение, в психологии и фольклоре

Что такое трикстер

Термин «трикстер» пришел из мифологии. В переводе с английского слово означает «трюкач», «хитрец», «ловкач».

Как правило, трикстеры выполняли роль оппонента главного героя, демонизированную версию культурного персонажа.

Трикстерами выступали, боги, люди, антропоморфные животные. Этот персонаж не подчинялся общим правилам, нарушал их либо вносил в сюжет легенды или жизненную ситуацию игровой элемент.

Характеристика трикстера

Озорной характер трикстера не всегда носил положительный характер. В силу его непрогнозируемого поведения, такого героя относили к противникам, хотя его действия зачастую не несли злого умысла.

В центре позиции трикстера – игровой процесс, случайность, неожиданность. Для него важен не исход, а процесс. Однако чаще он бывает антигероем.

Существует диаграмма, в центре которой находится трикстер, а по разным сторонам от него – различные аспекты других персонажей. Трикстер не является ни другом, ни врагом, он не сильный и не слабый, его позиция точно по центру.

Во многих мифах он играет роль судьбоносного персонажа, предсказателя, символического проводника. Как отметила один автор, трикстер – это «безответственный ум».

Трикстеры в мифах и литературе

Божества подобного типа достаточно распространены в мифах и легендах разных народов. Трикстеры являются странствующими богами или духами, они обходят или нарушают установленные правила и законы высших богов, природы.

Эффект от их деятельности зачастую бывает вполне позитивным, пусть и несознательно. Они всегда идут вразрез с установленными традициями, являясь по своей сути революционерами. Как говорил Мефистофель в «Фаусте» Гете: «Я часть злобной силы, которая приносит благо, того не желая».

Часто в сюжетах с трикстерами происходят определенные схожие события: воровство священного предмета, случайная встреча, комическая ситуация. Трикстер выполняет очень важные культурные функции: снимает страх и напряжение, вносит в любой сюжет и хитросплетения судьбы элемент игры, веселья, непредсказуемости.

Это живой механизм, уравновешивающий сознание и бессознательное. Они могут быть мудрыми и древними, а также глупыми и дурашливыми, комичными и серьезными.

В виде трикстера выступает герой Чарли Чаплина, кот в сапогах, Коровьев в романе Булгакова «Мастер и Маргарита». Примеры трикстеров: Гермес – вестник богов, Мефистофель, Локи, Иисус Христос, Гитлер.

В мифах североамериканских индейцев такую роль выполняет ворон, который украл у богов священный огонь. Причем часто трикстера смешивают с культурным героем – Прометей одновременно и титан, и трикстер, восставший против других богов.

Гермес – сам по себе божество, но выполняет достаточно рандомную роль. Он посланник и информатор, но также покровитель воров и хитрецов, ораторов и путешественников – тех, кто пересекает границу и определенную черту.

Часто трикстеры гендерно неустойчивы. Они могут перевоплощаться, переодеваться, менять пол и ориентацию. Например, Локи в скандинавских мифах был женат на великанше, но беременеет от жеребца. Важно, что такая способность к смене пола была присуща и верховному богу Одину, который часто проявляет себя как трикстер. Также они часто  зооморфны.

Современное понимание

В наши дни человечество большую  часть времени проводит в социальных сетях, где приобретает или присваивает те или иные роли. Трикстерские признаки наблюдаются у тех, кто исполняет сценарий так называемых «троллей» — саркастических критикующих пользователей.

Это настоящие антигерои форумов, чатов, соцсетей, которые зачастую привносят остроту и конфликт в любую дискуссию, высмеивают и принижают любые пафосные тенденции. Как правило, термин тролль трактуется негативно – таких людей подозревают в психологических проблемах, манипуляциях, дефиците внимания и т.д.

Троллей из Интернета воспринимают как «падальщиков культуры», которые бросаются на отходы цифрового контента и подчеркивают, выявляют все неприглядные стороны современной жизни и человеческой натуры.

Трикстеры сознательно вводятся в сюжеты современного кино и сериалов. Например, Кью в «Звездном пути» выполняет роль «внутренней помехи» — он мешает капитану и его команде достигать поставленных задач.

Психология рассматривает этот архетип как выражение одной из сфер коллективного бессознательного. Это шутник, озорной человек, который за счет своей хитрости и находчивости противостоит опасностям.

Суть нарушений и проказ трикстера часто лишь отражение внутреннего конфликта или напряжения других героев.

Трикстеры выступают в роли своеобразной лакмусовой бумажки, которая выявляет недостатки, привязанности, стремления, различные проблемные черты главных персонажей.