Профанация – что это
Содержание статьи:
Профанация — значение термина
Слово «профанация» — термин, пришедший из латинского языка, означающий негативно искажающий смысл чего-либо или наделяющий объект признаками другой культурной реальности. Профанация предполагает совершение действия будучи лишенным целенаправленности, поэтому следует отличать это слово от термина «осквернение».
Некоторыми исследователями признается ближайшим или даже синонимичным по значению термин «дилетантизм», под которым в свою очередь следует понимать осуществление той или иной деятельности без обладания профессиональными знаниями, умениями и навыками к ней.
Однако, если за термином «профанация» закрепилось преимущественно негативное значение, то у «дилетантизма» выделяют как отрицательные, так и положительные характеристики: с одной стороны, дилетант, не обладая соответствующей подготовкой не способен на профессиональном уровне разобраться в предмете, но в то же время, отсутствие скованности жесткими рамками какой-либо академической традицией или школой, позволяет ему гораздо разнообразней комбинировать доступные ему сведения, что не редко позволяет делать выдающиеся открытия.
Профанирование и профанатор
Деятельность, в ходе которой осуществляется профанация называется профанирование, а ее субъекта – профанатором. В качестве наглядного примера осуществления профанации часто приводится процесс присвоения польской шляхтой, недавно принявшей лютеранство или кальвинизм, церковной собственности в период событий Реформации в Речи Посполитой.
Лучше всего термин «профанация» разработан в религиоведении и социологии. В религиоведении и смежных ему дисциплинах, таких как теология и философия религии, под профанацией понимается низведение предмета, обладающего характеристиками сакрального на уровень бытового, используемого в повседневной жизни обывателя.
Данное положение отлично иллюстрирует взгляд автора Ветхого завета на практику изготовления и использования елея, которым осуществляется помазание правителя во время процедуры венчания на царство — недопустимо изготовление елея и храмовых благовоний вне территории Храма (Соломона), нарушение чего карается «каретом» — особой кары, ниспосланной непосредственно божеством.
Помимо этого, все как-либо соприкасающееся с сакральными предметами также автоматически приобретает сакральное значение, что делает хранение и использование этих вещей недопустимым вне территории Храма.
В качестве примеров профанаторов, Библия описывает братьев Авиуда и Надаба, ослушавшиеся воли Иеговы и использовавшие для процедуры разжигания священного фимиама обычный огонь, вместо особого, горящего на жертвеннике.
В качестве кары за нарушение табу, в Ветхом Завете указывается снисхождение на них карающего огня Господа.
Профанация в социологии
В социологии понятие «профанация» разрабатывалось с самого ее основания, и прослеживается в трудах ее классиков начиная с Э. Дюркгейма. Наиболее полное свое развитие термин получил в т.н теории сакрального, разрабатывающейся во второй половине XIX – первой четверти XX в. Теория сакрального провела дефиницию между всеми вещами окружающими человека, наделяя их статусом либо сакрального, либо профанного.
Инстанцией, осуществляющей наделение вещи тем или иным статусом, является общество. Главной идеей этой теории является тезис о том, что в любом обществе всегда есть круг предметов, изымаемых из общего использования, которые в дальнейшем объединяются в специфическую сферу, и взаимодействие с которыми становиться невозможным без использования особых ритуалов и практик.
Наделение вещи статусом сакрального означает, что в ее отношении представителям сообщества не безразлично то, как она используется и как с ней взаимодействуют представители других культур. Неподобающее обращение с такими вещами – перевод их в состояние профанного, становиться причиной возникновения бурных негативных эмоций.
Заключение
В отличие от понимания сакрального и профанного в сфере религии, в социологической теории сакрального вещи могут менять свое состояние – с сакрального на профанный, и наоборот. Такие смены состояний привычных вещей характеризуются символическими разрывами в привычной жизни людей.
В возникшем вакууме образуются уникальные для человеческой культуры феномены, такие как праздники, обладающие особым переходным состоянием.
Такие разрывы возможны только в результате совместной деятельности многих людей, участие которых является символическим подтверждением перехода из состояния сакрального. В едином порыве люди сливаются в одно целое, их охватывает чувство сопричастности моменту и укрепляется солидарность, что свидетельствует о состоявшемся празднике.