Майк Науменко — биография

Миниатюра Майк Науменко — биография

Личная жизнь и творчество Майка

Майк Науменко (по паспорту Михаил Васильевич Науменко) прожил всего 36 лет — с 1955 по 1991 год. Он родился в типичной советской семье среднего класса: мать была библиотекарем, отец преподавал в вузе.

Мальчика, по распространенной тогда в интеллигентских кругах традиции, отдали учиться в спецшколу с усиленным изучением английского языка. В результате Майк, слушая англоязычные песни, мог понимать их содержание, еще будучи школьником.

Другая советская интеллигентская традиция — отдавать ребенка в музыкальную школу, в данном случае не была соблюдена. Но, тем не менее, бабушка подарила мальчику гитару, и этот подарок оказался судьбоносным для Науменко. Он начал играть на ней и сочинять песни.

Его кумирами с детства стали «Битлз», «Роллинг Стоунз», Боб Дилан, Чак Берри и другие американские и английские исполнители.

Тексты своих первых песен Майк писал на языке своих кумиров, и только после 1972 года начал сочинять тексты по-русски. К тому времени он познакомился с Борисом Гребенщиковым, который тоже повлиял на него.

Окончив школу, Майк Науменко стал студентом Ленинградского инженерно-строительного института (ЛИСИ), где преподавал его отец.

Строительное дело не очень привлекало юношу, тяга к музыке у него становилась всепоглощающей. Он оставил институт, отучившись 4 курса, хотя до получения диплома надо было проучиться всего год. Какой-то период был звуковиком в Большом театре кукол, потом нашел место сторожа.

Главным было то, чтобы официальная работа не мешала заниматься настоящим делом – музыкой. Он был тогда не единственным рок-музыкантом, кто устроился на простую, не требующую особых усилий, должность ради того, чтобы было время на творчество.

В 70-е годы рок-музыка в Советском Союзе находилась в полуподпольном положении. Группы, тем не менее, возникали как грибы после дождя. О какой-то серьезной концертной деятельности речь не шла.

Майк поменял несколько групп, пока в 1977 году не пришел в «Аквариум» как гитарист. Он не вошел в ее состав, считался приглашенным музыкантом.

Свой первый альбом под названием «Все братья — сёстры» Майк записан совместно с Гребенщиковым в 1978 г. Запись была сделана на магнитофон, музыканты аккомпанировали себе только акустической гитарой и губной гармошкой.

Слушатели были поражены энергетикой и свежестью этих песен. В 1979 году Науменко ушел в коллектив «Капитальный Ремонт», с которым выступал очень недолго, несколько месяцев. После этого он начал выступать самостоятельно.

1980 год оказался переломным в его жизни. Вышел его второй альбом — «Сладкая N. и другие», в создании которого оказали помощь Б. Гребенщиков и В. Зорин. В отличие от первого сборника, который записывали на свежем воздухе, второй был студийным (помог кукольный театр).

Также Майк поучаствовал в акустическом рок-фестивале в Москве. Было организовано и несколько его сольников, которые проходили пока в небольших залах.

В том же 80-м году Науменко познакомился со студенческим хард-рок-коллективом «Прощай, чёрный понедельник». Он состоял из трех музыкантов — Александра Храбунова (гитара), Андрея Данилова (барабаны) и Николая Алексеева (бас-гитара), который был заменен на Илью Куликова. Именно эти ребята вместе с Майком и стали группой «Зоопарк».

Первые репетиции новой группы состоялись поздней осенью 1980 г. Вступив в следующем году в Ленинградский рок-клуб, «Зоопарк» обрел официальную возможность выступать на его сцене. Первый концерт в этом клубе состоялся в мае. Выступление вызвало большой интерес и дискуссии.

Музыкант выступал не только в составе своей группы, но и соло. Он участвовал в фестивалях авторской песни, исполняя речитативом свои произведения.

Такая манера исполнения стала его визитной карточкой. В 1982 году вышел его сольный альбом «LV». Майк выступал и как гитарист. В частности, он аккомпанировал Виктору Цою на первом концерте «Кино».

1987 год стал знаменательным для «Зоопарка» — группа получила статус профессиональной, вошла в афиши Ленконцерта и могла теперь на этой основе гастролировать по всей стране. Активная гастрольная деятельность способствовала увеличению популярности группы.

Этому помогало и спонтанное распространение записей группы, когда поклонники переписывали их друг у друга. Период перестройки стал самым звездным в жизни Майка Науменко. Интерес общества, особенно молодежи, к новой музыке был огромен.

К концу 80-х годов у Майка возникли проблемы со здоровьем, особенно беспокоила левая рука, терявшая гибкость и моторику движений, что для музыканта очень болезненно.

В последний раз Майк Науменко вышел на сцену 14 марта 1991 года. Это был юбилейный концерт Ленинградского рок-клуба. Майк выступал вместе с «Аквариумом» им исполнил свой «Пригородный блюз».