Философия эпохи возрождения – кратко, самое главное

Возрождение (Ренессанс) — особая эпоха в развитии культуры и науки Европы. Она охватила практически все сферы жизнедеятельности европейского человека, делая основной упор на светском, внецерковном, направлении развития.

Движущей силой, придающей Возрождению внутреннюю наполненность и целостность, стала особая философия. Это направление философской мысли, соответственно, и получило наименование «философия Возрождения».

Особенности эпохи Возрождения

Своё наименование эта эпоха, начавшаяся в европейской культуре, искусстве и науке в 15 веке, получила из-за стремления её лидеров обратиться к античной культуре. В ней они видели ответы на насущные вопросы и запросы, что не могла удовлетворить средневековая церковно-католическая культура.

В античной философии и культуре европейским мыслителям, уставшим от оков канонической схоластики, виделась ключ к гармоничному и справедливому существованию людей.

В связи с этим, Возрождение явилось отходом от традиционного церковного миропонимания в светскую плоскость. Основным объектом воздействия и изучения науки и культуры Ренессанса становится обычный человек, а не божественные сущности. Отсюда возникает свойственный культуре эпохи Возрождения гуманизм, светскость и антропоцентризм.

Характеристика философии Ренессанса

Антропоцентризм в это время проник во все сферы культурной деятельности — начиная от живописи, отошедшей от церковных канонов, и заканчивая философской мыслью.

В этот период для философов человек всё больше представляется в качестве самостоятельного «Я», а не как представитель определённой группы. В связи с этим, развивается осознание таланта человека, его силы — те качества, которые ранее однозначно приписывались исключительно божественной природе.

Учёные и философы возрождения приписывают все достижения и успехи цивилизации уже не Божьему проведению, а человеческому разуму. На основе этого вырастает новое мироощущение и повышенное самосознание человека эпохи Ренессанса — он начинает сам себя ощущать творцом окружающего мира.

Именно с этих пор появляется расхожее представление о нём, как о владыке природы. Научная и вообще любая творческая деятельность отныне приобретает оттенок сакральности, приобщения к тайнам бытия.

Направление деятельности философии Ренессанса

Во главу угла отныне ставится уникальное своеобразие каждого отдельно взятого индивида. С этим связан культ красоты человеческого тела, воспеваемый в произведениях живописцев того времени. Начинается отход от классической для средневековья живописной традиции, основанной на изображении библейских сюжетов и жития святых.

В конце 15 века итальянским живописцем Боттичелли была написана картина «Рождение Венеры» — первая в средневековой Европе картина на античный сюжет, получившая широкое признание.

Помимо создания «культа человека» философия Возрождения занимается изучением и окружающей его природы. Ранее природа рассматривалась церковными философами как нечто несамостоятельное, как придаток, созданный Богом ради удовлетворения насущных людских потребностей.

Но с момента возникновения культуры Возрождения повышается внимание к натуралистической философии. В итоге, природа начинает пониматься как одно из вместилищ Бога, одно из его воплощений. Тем самым, натурфилософия наделяется божественной сутью, сакрализуется.

Некоторые натурфилософы, подобно германскому алхимику Парацельсу, пропагандировал понимание природы с точки зрения магии и алхимии, «тайных знаний», сокрытых в сущности окружающей человека среды.

При этом, природные магические силы чаще всего не отождествлялись ни с божественной, ни с дьявольской сущностью. Они стояли как бы вне этих градаций, являя собой отдельный субстрат, подвластный только силе мысли человеческого гения.

В качестве типичного примера подобных учёных-натурфилософов эпохи Возрождения, пытающихся постигнуть сущность законов природы, можно привести таких литературных персонажей как доктор Фауст или доктор Франкенштейн.

Натурфилософы своей деятельностью пытались, как бы отодвинуть на второй план церковные сказания о сотворении мира, поставив во главу угла природные силы, изначально заключённые в ней, и не нуждающиеся ни в каком «потустороннем» объяснении.

Итак, определяются три основные черты, выделяющие философию Возрождения:

  1. Антропоцентризм — определение человека как центра мироздания, основу всех преобразований и научных достижений.
  2. Антирелигиозность — отвержение божественной сути, как первичного и основного двигателя развития цивилизации.
  3. Возврат к античным ценностям. Возрождается интерес практически ко всему спектру античной культуры, искусства и философии.

Основные представители

Среди выдающихся философов эпохи Ренессанса можно назвать:

  • М. Монтень — французский философ и писатель.
  • Н. Кузанский — римский кардинал, занимавшийся помимо теологии также математикой и астрономией.
  • Дж. Бруно — философ-пантеист.

Также к деятелям культуры, разделявшим философию Возрождения, относятся поэт Петрарка, Леонардо да Винчи, Эразм Роттердамский, Н. Макиавелли, Нострадамус, Галилео Галилей и многие другие великие личности того времени.