Аффилированные лица – кто это простыми словами, примеры

Значение слова

В печатных средствах массовой информации очень часто можно встретить списки, в которых перечислены аффилированные лица, различных организаций, но обычно банков. Однако многие люди не понимают смысл этого определения и зачем печатаются подобные списки.

Для того чтобы разобраться в этом вопросе, первым делом нужно обратиться к определению. Толковый словарь говорит, что аффилированное лицо — это лицо, имеющее возможность оказывать определенные действия на работу других лиц, которые занимаются собственным бизнесом.

При этом аффилированное лицо может быть как организацией, так и индивидуальным предпринимателем, это не играет никакой роли.

Если говорить по-простому, то аффилированным лицом может считаться человек или организация, которые могут самостоятельно производить контроль над деятельностью акционерного общества. Данный термин появился в нашей стране не так давно, первое упоминание о нем датируется 92 годом.

Наше российское законодательство позаимствовало этот термин из английского языка, а также из английского и американского прав. Однако, понятие аффилированной компании в законодательствах России и Европы несколько различаются.

В Европейских странах это словосочетание применяется исключительно к тем организациям, которые становятся полностью зависимы от других фирм, то есть самостоятельно никакие вопросы они решать уже не могут. В России определение слов “аффилированный” менее строгое, оно может применяться как к лицам полностью зависимым, так и к преобладающим.

Основным фактором является то, что аффилированность это всегда возможность воздействовать на работу организации. Словосочетание же “аффилировать кого-то” означает действие, когда человека из одной фирмы вводят в состав другой организации.

Схема: Кто может выступать аффилированным лицом

Признаки аффилированности

Основным признаком аффилированности является сам факт взаимоотношений между организацией или индивидуальным предпринимателем и аффилированным лицом. То есть сам факт того, что это лицо может производить действия над предпринимательской деятельностью организации или человека. Это взаимоотношение является зависимостью, которая проявляется только в определенных случаях:

  • если у лица есть своя доля в уставном капитале организации;
  • если у лица есть право на то, чтобы давать указания, которые нельзя будет не исполнить благодаря тому, что у есть достаточный правовой статус для этого;
  • если имеются родственные связи.

Список этих ситуаций совсем небольшой, но в повседневности организаций они случаются нередко.

Аффилированное лицо юридического лица

Для юридического лица, то есть для организации, аффилированным лицом может быть:

  • сотрудник самой организации, который непосредственно занимается управлением;
  • любой человек, у которого есть 20% и более акций, но только если у всех них есть право голоса); 
  • юридическое лицо, которое не выходит в финансово-промышленную группу.

Также существует специальная процедура, называемая аффилиацией, которая представляет собой интеграция сотрудников одной компании в действующую структуру другой компании.  причем в такой ситуации у последней не изменяется собственник.

При аффилиации входящим структуру лицом может стать человек, входящий в совет директоров, а также организации, входящие в ФПГ, которые имеют некоторые полномочия, которые позволяют оказывать воздействие на работу организации.

Аффилированное лицо физического лица

Для физического лица, у которого имеется своя предпринимательская деятельность,то есть для индивидуального предпринимателя, аффилированными лицами могут быть:

  • лица, состоящие в этой же группе;
  • юридическое лицо,акциями которого 20% владеет физическое лицо, при этом акции обязательно должны быть с правом голоса;
  • юридическое лицо, частью уставного капитала которого (а именно 20 и более %) владеет  физическое лицо.

Акционерные общества обязаны на постоянной основе предоставлять в Федеральную комиссию по ценным бумагам список лиц, которые являются для них аффилированными, данный факт установлен законодательством.

Помимо этого, для акционерных обществ является обязательным каждый год предоставлять подобный список для публикации в средствах массовой информации. В данных списках помимо перечисления всех лиц также должно быть указано, сколько процентов акций имеет каждое из них, а также их типы.

Именно эти списки можно зачастую увидеть в печатных СМИ, таким образом организация отчитывается не только перед органом власти, но и перед акционерами организации. Помимо этого данные списки нужны для бухгалтерской документации.

Предоставление таких списков является обязательным для того, чтобы служба по предупреждению создания монополии могла следить, не сговариваются ли организации между собой по поводу цен.

Ранее некоторые организации делали это для того, чтобы выдавить всех конкурентов с рынка и монополизировать его, такие действия организаций могут даже парализовать рынок. Чтобы подобных ситуаций не случалось, ФАС России следит за этими списками.